Мотоблок Агат ХМ-6,5 относится к семейству мотоблоков «Агат» (мотоблок с коробкой передач 2+1 в 2-х диапазонах), с бензиновым двигателем Hammermann («ХМ» - Хаммерманн) мощностью 6,5 л.с. класс - коммерческие двигатели общего назначения (серия CF) - для работы длительное время на участках средней площади. Максимальное тяговое усилие с балластным грузом 35 кг на ходовых колесах или грузом 15 кг на передней подвеске (согласно инструкции) – до 70 кГс.
Целесообразность применения данного класса лежит в интервале от 12 до 50 соток земельного массива.
Агат ХМ-6,5 является классическим мотоблоком, представляющим собой фрезерный мотокультиватор со шкивом отбора мощности (ШОМ), у которого почвофрезы устанавливаются на ведущую ось вместо колес. Этим определяется комплектация мотоблока: фрезы и сошник. Кроме того, прилагается комплект из двух пневматических колес.
За счет колес, прицепной скобы и шкива отбора мощности мотокультиваторы Агат допускают различные схемы агрегатирования. Установка дополнительного навесного и прицепного оборудования, позволяет круглогодично выполнять широкий спектр агротехнических, хозяйственных и коммунальных работ.
Особенности классических мотоблоков «Агат» - шкив отбора мощности (ШОМ) расположен на ведомом шкиве (отбор по среднему ручью в сторону прицепной скобы), возможность установки ШОМ на вал, расположенный справа на редукторе, ведомый шкив привода имеет три ручья, ведомый шкив с ведущим (четыре ручья) соединен двумя клиновидными ремнями, легко переводится в положение транспортировки, в котором помещается в багажник легкового автомобиля.
Рычаг переключения скоростей расположен на корпусе редуктора внизу под стойкой руля, в комплекте 4 фрезы, мощность двигателей от 5,0 до 6,5 л.с.
Особенности модели «ХМ-6,5» - бензиновый двигатель HammermannCF 168F 65 с максимальной мощностью 6,5 л.с.
Основные элементы мотоблока Агат ХМ-6,5:
Двигатель Hammermann (Германия) серии CF (красный с черным), модель 168F 65, мощность 6,5 л.с.
Hammermann - компания (Хаммерманн) основана в 1986 году в Германии (Северный Рейн-Вестфалия, Herford, Töpferweg, 22). Основной вид деятельности - выпуск спецтехники, предназначенной для монтажа промышленных сооружений и жилых домов. Кроме того, известна своим злектороинструментом. Производит мотокультиваторы, дизельные и бензиновые двигатели.
Производственные мощности расположены в Китае (Changzhou Changfa Power Machinery Co., Ltd, Jiangsu , China).
Серия CF – серия бензиновых и дизельных двигателей с цилиндрическим валом (cylinder, серия HGE имеет конусный вал), предназначенных для использования в малой и средней механизации, в строительной и садовой техники, включая мотоблоки, в различных климатических условиях и странах мира.
Модель 168F 65 – одноцилиндровый («1») объемом 196 куб.см («68» -диаметр поршня 68 мм, увеличенный по сравнению с 168F ход поршня с 45 мм до 54 мм) двигатель с принудительным воздушным охлаждением и ручным стартером («F») с горизонтальным расположением коленчатого вала, с наклонным расположением цилиндра и с верхним расположение клапанов (OHV - overhead-valve). Максимальная мощность 6,5 л.с. достигается при 3600 об/мин.
Некоторые конструктивные особенности:
Литая чугунная гильза цилиндра - повышает износостойкость со снижением расхода масла.
Механический регулятор оборотов.
Низкий уровень шума.
Малый размер.
Экономичный расход топлива.
Принудительное охлаждение, воздушный фильтр – бумажный с использованием мягкой пены.
Система смазки под давлением.
Система зажигания – электронная (быстрый, надежный, легкий запуск).
Система автоматического отключения двигателя при недостаточном уровне масла в картере двигателя.
Простота в использовании и обслуживании, ремонтопригодный.
Система запуска - ручной стартер с втягивающимся шнуром (электростартер опция). Вес «сухого» двигателя –15,0 кг.
Для работы двигателя рекомендуется использовать неэтилированный бензин с октановым числом не менее 85 и масло SAE 30, допускается SAE 15W40, SAE 20W50 (летнее – выше 10 град) или SAE10W30 (всесезонное – ниже 10 град).
Объем топливного бака - 3,6 л., объем масла – 0,6 л.
Расход топлива при номинальной выходной мощности составляет порядка 263 г/л.с. в час (360 г/кВт-ч) или 1,5 литров в час при 3600 об/мин.
Трансмиссия мотоблока Агат ХМ-6,5 состоит из сцепления и коробки передач (редуктора).
Механизм сцепления - механический, за счет натяжения ремня клиноременной передачи.
Состоит из клинового ремня, натяжного ролика с рычагом, пружины возврата, тяги и рычага управления, расположенного на руле. При нажатии на рычаг на рукоятке руля ролик, перемещаясь, создает необходимое натяжение приводных ремней, и вращение от двигателя передается на ведомый шкив редуктора.
Редуктор - механический, шестеренчато-цепной, маслонаполненный (1,1 л) в алюминиевом корпусе.
Зубчатое соединение повышает надежность трансмиссии, так как для шестеренчатого редуктора допустимы любые возможные нагрузки, в том числе ударные от камней, попадающихся в почве.
Редуктор обеспечивает моноблоку 2 передачи вперед и 1 назад. Передачи переключаются рукояткой на редукторе.
Ведущий шкив имеет 4 ручья, то есть 2 пары. Ведомый шкив – три ручья, крайние из которых (1 и 3) являются шкивом редуктора (приводным шкивом). Крутящий момент на шкив редуктора передается двумя клиновыми ремнями. При перестановке на ведущем шкиве 2-х приводных ремней с пары ручьев одного диаметра (первый диапазон скоростей) на пару ручьев другого диаметра обеспечивается второй диапазон значений скоростей вращения ведомого шкива и, соответственно, выходных полуосей редуктора. Так реализуется 4 скорости вперед и 2 назад.
Смена диапазонов скоростей (пар ручьев) производится не только сменой ручья для ремня, как на МБ «Нева», а путем снятия шкива ШОМ с вала двигателя, переворота его на 180 градусов, обратной установкой на вал и установкой ремней на другую пару ручьев с регулировкой их натяжения по инструкции.
Переключение передач позволяет выбрать скорость для различных видов работ и транспортировки грузов. Первая передача – 2,8 км/час предназначена для тяжелых агротехнических работ на сложном грунте - целине, четвертая – 7,8 км/час, для перевозки грузов на малогабаритной транспортной тележке.
Шкив отбора мощности - шкив боковой под клиноременную передачу, расположенный перпендикулярно к продольной оси симметрии мотоблока. Представляет собой средний ручей ведомого шкива. Частота вращения соответствует частоте вращения приводного шкива. Вращение шкиву отбора мощности передается через клиноременную передачу от ведущего вала через приводной ведомый шкив по среднему ручью в противоположную сторону относительно приводной клиноременной передачи. Предназначен для подключения внешних активных агрегатов. Для привода стационарных навесных орудий (деревообрабатывающие станки, кормоизмельчители и т.д.) можно использовать вал, расположенный справа на редукторе МБ. На вал крепится шкив 650403000 с защитным кожухом (продается отдельно), а клиновой ремень для привода навесных орудий прилагается в их комплектах сменных частей.
Рама - представляет собой два стальных штампованных угольника. На раме установлены и закреплены болтами: двигатель, редуктор, стойка руля, опора, защитные крылья. В хвостовой части рамы имеется скоба для установки и крепления рекомендованного к применению сменного навесного и прицепного оборудования.
Благодаря смещенному вперед и низко расположенному центру тяжести «Салют» устойчив к опрокидыванию.
Сцепная скоба– служат для присоединения сменного прицепного оборудования (напрямую либо через универсальную сцепку) и фронтального навесного оборудования при развороте руля на 180 градусов.
Штырь на передней части рамы– конструкцией не предусмотрен, для механического присоединения фронтального навесного оборудования служит либо скоба мотоблока, либо специальное сцепное устройство, руль разворачивается на 180 градусов.
Ограничитель глубины культивации (сошник) – устанавливается в хвостовой части мотоблока, предназначен для ограничения глубины культивации и скорости движения при обработке почвы, фиксируется на различной высоте в зависимости от типа обрабатываемой почвы.
Фрезы-культиваторы – предназначены для обработки почвы рыхлением без оборота пласта и устанавливаются на правую и левую полуоси редуктора в соответствии с инструкцией, так как имеют правое и левое исполнение.
Колеса пневматические – служат для перемещения мотоблока как отдельно, так и с установленными на нем механизмами и устройствами. При установке расширительных втулок возможна установка колес большего диаметра.
Дополнительное оборудование
Важной особенностью мотоблоков «Агат» является возможность использования большого количества отечественных навесных и прицепных орудий. Дополнительное оборудование, предназначенное для этого мотоблока, выпускают многие производители в России и бывших союзных республиках.
Вот далеко не полный список оборудования для МБ «Агат»:
колеса (4 вида), плуги (3 вида), фрезы (2 вида), окучники (4 вида), сцепки (2 вида), картофелекопатели (3 вида), полольные лапы с держателем, борона, нож-отвал, прицеп, роторная косилка, рядная сенокосилка, снегоочиститель, водяной насос, опрыскиватель, роторная щетка.
Кроме того, «Агат» совместим с оборудованием, предназначенным для многих других отечественных и импортных мотоблоков.
К наиболее часто используемому дополнительному оборудованию относятся:
Устанавливаются на ось редуктора:
Колеса и фрезы.
Полольник-рыхлитель.
Грунтозацепы, колеса для окучивания.
Утяжелители.
Устанавливаются на прицепную скобу напрямую либо через универсальную сцепку:
Плуги, борона.
Окучник одно-, двухрядный, дисковый.
Овощевыкапыватель.
Картофелесажалка однорядная навесная.
Транспортные тележки, адаптеры с кузовом и без.
Лопата-отвал ЛМ-100.
Устанавливаются с применением ШОМ (орудия активного привода):
Щетка ЩМ-0,9 «Торнадо».
Снегоуборщик СМ-0,6 «Мегалодон».
Косилка роторная «Заря».
Косилка КМ-0,5 «Терминатор».
Насос водяной (помпа) НМЦ.
Насосная установка УН-1 для полива.
Генераторная приставка для подачи электроэнергии.
Кормоизмельчители.
Стационарный деревообрабатывающий станок и др.